Университеты

( 1 Голос )

Научные исследования, осуществляемые в университетах, носят преимущественно фундаментальный характер.

Таким образом, университеты, активно участвуя в инновационных процессах, формируют, прежде всего, фундаментальную базу научно-технического развития. Этим объясняется значительный уровень расходов на проводимые в них исследования. Однако степень ресурсного обеспечения науки в университетах остается все же более низкой, чем в государственных научных учреждениях и в промышленности.

Наиболее существенная поддержка развитию НИОКР в университетах оказывается в США, где еще в начале XX в., в период становления американской университетской науки, был взят курс на ее ориентацию на региональные потребности. Децентрализация высшего образования, финансирование государственных учебных заведений властями штатов, а не из федерального бюджета означали тесную привязку содержания курсов и направлений исследований к экономическим потребностям населения и промышленности. Американская система высшего образования уступала европейской по качеству научной подготовки, но превосходила ее по масштабам и роли в решении практических запросов быстро растущих корпораций. Университеты штатов довольно быстро реагировали на появление новых технологий и отраслей, расширяя подготовку специалистов соответствующих технологических профилей. В свою очередь, промышленность быстрее осваивала новые методы производства благодаря растущей численности новых высококвалифицированных кадров.

Университеты картинка

Подготовка такого рода специалистов обычно скептически расценивалась европейскими университетами как слишком упрощенная и нацеленная на приобретение практических навыков, а не глубоких теоретических знаний. Кроме того, в Западной Европе университеты рассматриваются в основном как учебные заведения, где научные исследования играют второстепенную роль.

Имеющая место тенденция сокращения государственных ассигнований на фундаментальные исследования в университетах приводит к тому, что университеты начинают все больше проводить прикладные исследования и технические разработки, стремясь при этом привлекать средства частных промышленных фирм (прежде всего путем заключения договоров на конкретные работы).

Государство, как правило, всемерно поощряет стремление университетов к укреплению связей с фирмами, однако фирмы далеко не всегда идут на сближение с университетами. Это связано тем, что фирмы стремятся обеспечить секретность работ, проводимых в их собственных научных подразделениях. Как следствие, сотрудники университетов нередко бывают недостаточно знакомы с современным производством, а также с теми проблемами, которые оно ставит перед наукой. С другой стороны, сами университеты далеко не всегда заинтересованы в сотрудничестве с фирмами, так как большинство проблем, интересующих фирмы, носит прикладной, технологический характер, что не отвечает творческим интересам университетских специалистов, занимающихся фундаментальными исследованиями. Кроме того, фирмы, исходя из необходимости соблюдения коммерческой тайны, выдвигают перед университетскими исполнителями требования по ограничению публикаций и обмену информацией, что опять-таки не соответствует их интересам и традициям фундаментальной науки.

С целью укрепления финансового положения университеты используют разнообразные средства, в частности, расширяют кооперацию друг с другом в проведении научных исследований и эффективном использовании уникального и дорогостоящего оборудования, высококвалифицированных кадров, для чего создаются межуниверситетские консорциумы, специализированные исследовательские и вычислительные центры, информационные сети и т. п.

В ходе развития связей между университетами и фирмами все большее распространение получают новые формы сотрудничества, а сама университетская наука приобретает во все большей мере коммерческий характер. Так, на базе университетов создаются научные центры с собственной стабильной тематикой. В число заказчиков таких центров входят в основном фирмы, вложившие средства в их создание. Наиболее крупные центры создаются при прямой поддержке государства с условием последующего перехода их на самоокупаемость. Более высокой по сравнению с научными центрами формой сотрудничества университетов и фирм являются специализированные инновационные комплексы, возникающие вокруг университетов, научные и технологические парки. Бурный период формирования парковых структур в ведущих индустриальных странах приходится на 1980-е гг.

В последнее время все более усиливается роль университетов в распространении знаний и технологий. Так, в Законе о высшем образовании Швеции, принятом в 1996 г., объявлено о «третьей миссии» университетов (помимо традиционных образовательной и исследовательской), которой становится трансфер новых знаний и технологий в промышленную сферу. В рамках реализации этой миссии предусмотрено создание на базе университетов центров трансфера, а также совместных инновационных структур с промышленными компаниями и академическими научными учреждениями. С 1998 г. аналогичную политику в отношении университетов проводит правительство Германии: трансфер технологий становится для университетов обязательным, если они получают государственную поддержку на выполнение технологических программ. В Великобритании в 2000 г. создан финансируемый государством Фонд инноваций высшего образования, целью которого является помощь университетам в развитии взаимовыгодных связей с региональной промышленностью. В Португалии разработан комплекс мероприятий по усилению взаимодействия университетов с региональными властями и промышленностью, в том числе созданы соответствующие условия для работы научных работников университетов в промышленных компаниях. Франция принимает ряд мер административного характера, направленных на усиление роли университетов в распространении знаний и технологий, повышение предпринимательской активности научных работников и преподавателей. В Греции стимулируется создание в университетах служб технологического сервиса, обеспечиваются условия для коммерциализации результатов исследований ученых университетов за счет развития инновационного предпринимательства, оказывается государственная поддержка в оснащении современным оборудованием университетских лабораторий, которые интенсивно сотрудничают с промышленностью. В Италии, Австрии, Норвегии проводится реформа системы высшего образования, нацеленная на более тесное сотрудничество университетов с промышленностью.

Университеты картинка

В связи с развитием инновационных процессов одной из важных задач университетов становится подготовка специалистов по инновационной деятельности, способных эффективно обеспечивать коммерциализацию новых научно-технологических знаний. В Португалии введены курсы по инновационной политике и инновационному менеджменту для руководящих работников. В Германии увеличено количество кафедр по предпринимательству в университетах (их число увеличилось с 28 в 2000 г. до 42 в 2001 г.). В Ирландии Национальный институт менеджмента технологий, размещенный в Университете Дублина, значительно расширил курсы по инновационному менеджменту. В Бельгии большинство университетов предлагают курсы по предпринимательству для студентов, а также для менеджеров и владельцев малых фирм. В Великобритании в учебные планы университетов введен курс «Проблемы наукоемких предприятий» для инженеров, ученых и выпускников высших учебных заведений.

В последние годы в университетах индустриально развитых стран все больше внимания уделяется развитию системы непрерывного обучения с учетом требований современной экономики к профессиональному уровню работников в условиях постоянного обновления технологической базы производства. В большинстве стран Западной Европы действуют образовательные программы по подготовке персонала для новых технологий, при этом в целях реализации соответствующих программ обучения существуют разнообразные налоговые льготы. Наибольшая доля персонала, прошедшего ежегодную переподготовку, — в Дании (18,4%), Нидерландах (16,4%), Финляндии (18,9%), Швеции (18,4%), Великобритании (22,3%).

Значительные изменения в характере деятельности университетов происходят в связи с глобализацией научно-технологического развития и, как следствие, высшего образования. Становится все более очевидным тот факт, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда.

Эта статья из раздела-научные учреждения, которая посвящена теме-университеты. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.