Региональные аспекты государственной инновационной политики

( 1 Голос )

Регулирование инновационного развития регионов как составная часть государственной инновационной политики приобрело в последние десятилетия большое значение во многих индустриально развитых странах мира.

Это вызвано неравномерностью уровней социально-экономического развития отдельных регионов, которая порождает экономическую и социальную напряженность как в регионах, так и между ними.

Основу региональной инновационной политики составляет научно-технологическое развитие регионов, что позволяет обеспечить высокую конкурентоспособность экономики регионов, достигнуть их сбалансированного экономического развития, более эффективно размещать и использовать материальные, трудовые и другие ресурсы. В ходе реализации этой политики решаются многие социальные проблемы, включая высокий уровень безработицы, рост преступности, низкие доходы населения и т. п. В последнее время все больше внимания уделяется экологическим аспектам этой политики. При формировании региональной инновационной политики следует также учитывать национальные и политические факторы.

Региональные аспекты государственной инновационной политики картинка

В индустриально развитых странах накоплен большой арсенал средств государственного регулирования регионального развития, к числу которых относятся: размещение новых или перемещение существующих государственных предприятий в проблемные регионы; приватизация государственных предприятий, приобретение акций частных фирм, а также другие формы изменения соотношения доли государственного и частного сектора в экономическом развитии регионов; государственные инвестиции в экономику регионов; государственное стимулирование деловой активности частных фирм в проблемных регионах; регионально дифференцированные программы занятости населения, жилищного строительства, охраны окружающей среды и т. п.; принудительные правительственные контракты на поставки в проблемные регионы материальных ресурсов; правовые нормы в сферах землепользования, охраны окружающей среды и т. д.

На формирование региональной инновационной политики большое влияние оказывает развитие высокотехнологичных производств. Опыт создания таких производств в США показывает, что они испытывают наибольшее притяжение к регионам, в которых имеются крупные аэропорты, транспортные узлы, центры науки, образования и культуры, а также которые обладают благоприятными для жизни людей природными условиями, благоустроенным жильем, имеют низкие ставки заработной платы, высокую безработицу. Обычно в таких регионах имеется развитая инфраструктура специализированных услуг для бизнеса.

Особый интерес представляет региональная инновационная политика, проводимая в странах ЕС, связанная с общеевропейскими интеграционными процессами.

В Западной Европе понятию «регион» нет однозначного определения. Например, к категории регионов относятся пользующиеся значительной автономией немецкие земли, бельгийские национальные области, один из субъектов Объединенного королевства Великобритании — Уэльс. В Нидерландах и Франции в качестве регионов рассматриваются провинции и департаменты, обладающие правами самоуправления.

Инновационная политика стран ЕС как на национальном, так и на региональном уровне весьма тесно связана с соответствующими мероприятиями Европейского сообщества. Правовая основа процесса интеграции региональной политики стран — членов ЕС с политикой Сообщества в целом была сформирована в результате ратификации в 1993 г. Договора о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). В качестве главной политической цели Европейского сообщества выдвигается социально-экономическое объединение стран и регионов, снятие противоречий между ними, вызванных неравномерностью их развития. Одной из приоритетных задач является развитие в регионах наукоемких производств. При этом предпочтение отдается малым и средним фирмам.

С целью распространения процесса европейской интеграции на региональный уровень в рамках Сообщества создан Комитет регионов ЕС, в состав которого входят представители регионов и местных административных органов. Комитет участвует в выработке политических решений Сообщества по вопросам образования, культуры, здравоохранения, трансевропейских сетей, социально-экономического сближения. Непосредственным проводником региональной политики ЕС во всех ее аспектах, включая инновационное развитие, является Генеральная дирекция DG XVI. Региональная политика ЕС в сфере инноваций реализуется через соглашения о сотрудничестве и совместном финансировании конкретных программ и мероприятий, подписываемые на уровне стран. Большинство центров Европейской инновационной системы имеет в странах своего размещения статус региональных организаций. Вместе с тем отдельные регионы (Уэльс в Великобритании, Гельдерланд в Нидерландах) имеют собственные представительства при органах Европейской комиссии в Брюсселе.

Мероприятия по региональному развитию финансируются за счет специальных структурных фондов. Кроме того, большую роль играют Европейский фонд регионального развития и Европейский социальный фонд.

Регионы, претендующие на субсидирование своих инновационных программ, подразделяются на различные категории, в частности: промышленные регионы, испытывающие спад производства вследствие реструктуризации экономики (например, Саар в Германии, одноименные провинции Лимбург в Бельгии и Нидерландах, южная часть Уэльса в Великобритании), а также экономически отсталые, сельскохозяйственные и редконаселенные регионы. В области инновационного развития регионов в числе главных задач рассматривается усиление местного научно-технологического потенциала. В связи с возрастанием значения кадровой составляющей инновационных региональных программ существенно возросла роль Европейского социального фонда, из средств которого оказывается финансовая поддержка системе профессионального обучения.

Углубление европейской интеграции требует унификации стратегий научно-технологического развития разных регионов. В этой связи Генеральная дирекция DG XVI выдвинула концепцию Региональных технологических планов и Региональных инновационных стратегий. В соответствии с этой концепцией предусмотрен ряд мероприятий по созданию инфраструктуры, включая систему трансфера технологии, по развитию связей между основными субъектами экономической жизни регионов в целях совместного участия в инновационной деятельности.

Страны — члены ЕС строят собственную политику регионального развития, координируя ее с проводимыми в регионах мероприятиями Сообщества, а также с учетом национальных приоритетов, которые могут отличаться от общеевропейских. Национальные приоритеты отдельных стран определяются разными причинами, в том числе политическими (объединение Германии, национальное возрождение Уэльса и Фландрии) и экономическими (высокий уровень промышленного развития западногерманских земель и отдельных регионов Бельгии).

Среди европейских стран наиболее развитой системой государственной поддержки инновационной деятельности регионов отличается Франция. На региональном уровне государственная научно-технологическая политика реализуется здесь через специализированные инновационные структуры, учрежденные центральными Министерствами, одной из которых является агентство ANVAR. Начиная с 1989 г. Министерство промышленности и Министерство науки и технологий совместно с торгово-промышленными палатами и администрацией регионов сформировали разветвленную сеть центров трансфера технологий. Каждый такой центр специализируется в определенной области знаний или отрасли производства. В науконасыщен-ных регионах эти центры также специализируются на проведении экспертизы результатов разработок, выполненных в местных институтах и лабораториях. Под эгидой Министерства промышленности с 1985 г. при региональных торгово-промышленных палатах создаются агентства научно-технической информации, специализирующиеся на информационно-аналитической работе в области науки, технологии и экономики.

В Германии государственная поддержка научно-технологического развития осуществляется централизованно через ряд учреждений общегерманского значения. Инновационная деятельность в регионах поддерживается со стороны Министерства экономики преимущественно в форме субсидий и поощрения венчурных капиталовложений. Значительная государственная поддержка направлена на реструктурирование довольно сильного научно-технологического потенциала земель бывшей ГДР в целях его адаптации к новым для этих земель условиям рыночной экономики и на создание условий для эффективной инновационной деятельности.

Примером активной реализации региональной инновационной политики в Германии является земля Баден-Вюртемберг, где своеобразное учреждение — Фонд Штайнбайса выполняет функции посредника между фирмой и владельцем технологии, между фирмой и Министерством экономики, формирующим очередную программу, между фирмой и банком, могущим кредитовать инновационный проект. Также представляет интерес опыт взаимодействия регионального руководства с различными субъектами инновационной деятельности в земле Саарланд (Саар). Система поддержки инновационного развития Саара со стороны правительства и промышленности включает прямое финансирование инновационных проектов малых и средних фирм, а также создание благоприятных условий для активизации трансфера технологии, коммерческую реализацию результатов исследований и разработок, укрепление университетских подразделений технологического профиля в целях формирования среды, благоприятной для размещения в Сааре высокотехнологичных производств. Правительство и промышленные круги Саара поддерживают локальные программы оказания помощи малым и средним фирмам в осуществлении научно-технологических проектов, включая их экспертизу и заказы университетам на проведение исследований. Кроме того, с 1996 г. правительство Саара проводит программу подготовки кадрового потенциала инновационной деятельности. Программа предусматривает поддержку малых и средних фирм, которые трудоустраивают у себя выпускников университетов. При этом в течение первого года работы молодого специалиста фирма получает государственную субсидию для компенсации расходов, связанных с его адаптацией. На территории Саара имеется несколько бизнес-инкубаторов, содействующих созданию новых фирм, занимающихся инновационной деятельностью.

Региональные аспекты государственной инновационной политики картинка

В Нидерландах характерным примером реализации государственной региональной инновационной политики является развитие провинции Гельдерланд. С учетом стратегической значимости этой провинции для будущего развития Нидерландов в составе Европейского сообщества, правительство страны активно участвует в развитии инновационного потенциала Гельдерланда. В 1997 г. Министерством экономики совместно с администрацией провинции был учрежден в статусе акционерного общества Орган развития Гельдерланда, в котором Министерству принадлежат 60% акций, провинции Гельдерланд — 35%, Торговой палате — 5%. Этот Орган проводит на контрактной основе разнообразную консультационную, организационную и финансовую деятельность, направленную на реализацию государственной политики сохранения занятости населения, формирования инновационного потенциала, повышения конкурентоспособности местных предприятий. При этом особое внимание уделяется развитию венчурного бизнеса.

В Уэльсе проводником инновационной политики является Агентство развития Уэльса, по инициативе которого реализуется программа формирования сети экспертных центров. Эти центры представляют собой специализированные исследовательские группы, которые создаются при университетах. Агентством также разработана Программа инвестирования в технологии, которая получила финансирование из средств ЕС. В рамках этой программы малым и средним фирмам дотируется 50% затрат на освоение новых видов технологий, изделий или услуг.

Эта статья из раздела-государственная инновационная политика, которая посвящена теме-региональные аспекты государственной инновационной политики. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.