Организация исследований и разработок в научно-технологической сфере

( 0 Голосов )

Научно-исследовательские институты как специализированные учреждения для проведения научных исследований возникли в конце XIX — начале XX в.

К середине XX в. они стали основной формой организации научной деятельности, получившей широкую поддержку со стороны государства.

Формирование государственного сектора науки раньше других стран начало происходить в США, где первой и наиболее простой организационной формой НИОКР стали государственные лаборатории, финансирование которых осуществлялось по институциональному принципу, а управление возлагалось на администрацию государственных ведомств.

Расцвет государственных лабораторий в США пришелся на период Второй мировой войны, когда было важно аккумулировать лучшие умы для оперативного решения задач по созданию новых систем оружия в обстановке строгой секретности. При этом лаборатории были ориентированы исключительно на государство как основного потребителя результатов исследований. Так была создана атомная бомба (проект «Ман-хэттен»), заложены основы разработки ракетного оружия. При этом на первый план выступали военно-политические соображения, без должного учета принципов экономической рациональности. Такая направленность деятельности государственных лабораторий — на выполнение государственных военных заказов — сохранилась и в послевоенные годы. Однако все больший интерес к этим заказам начали проявлять частные компании, прежде всего корпораций военно-промышленного комплекса, которые увидели в них огромный источник получения прибылей. В результате государственные лаборатории перестали быть основным потребителем средств, выделяемых правительством на науку. Уже к концу Второй мировой войны около 50% государственного научного бюджета передавалось на основе контрактов частным фирмам, а также научным учреждениям других типов, в частности университетам.

Одной из причин такой переориентации бюджетного финансирования науки явилось отсутствие у государственных лабораторий широких контактов с промышленностью и прямых связей с рынком, что препятствовало своевременной оценке практической значимости выполняемых НИОКР. Кроме того, на результативности работы лабораторий негативным образом сказалась узость ведомственных интересов, приведшая к распылению средств и дублированию НИОКР. Излишняя бюрократическая регламентация всей деятельности лабораторий ограничивала мобильность использования финансовых ресурсов.

Организация исследований и разработок в научно-технологической сфере картинка

С 1950-х гг. начали быстро развиваться финансируемые правительством контрактные научно-исследовательские центры как новая форма управления государственными лабораториями. К управлению центрами привлекались наряду с администрацией ведомств и частные фирмы. Однако, несмотря на определенные преимущества центров, они не заняли доминирующих позиций в государственном секторе НИОКР. Это связано с тем, что государственный бюджет как основной источник финансовых ресурсов, а также государственная собственность на результаты научных исследований определяют общность важнейших особенностей функционирования ведомственных лабораторий и центров.

С 1970-х гг. многие федеральные ведомства США основную часть научных исследований выполняют силами собственных лабораторий. Однако ведомства с крупными исследовательскими бюджетами, такие как Министерство обороны, НАСА, передают по контрактам значительную часть средств внешним исполнителям.

Большое значение для государственного научного сектора сыграла разработка и широкое распространение программно-целевых методов организации науки. Включение государственных лабораторий в число соисполнителей многоотраслевых общенациональных и ведомственных программ дало возможность в ряде случаев ликвидировать мелкотемье научных работ, теснее увязать основные направления и планы исследований лабораторий с приоритетами, провозглашенными в качестве первоочередных для американской науки.

Однако программно-целевой подход к организации научных исследований несет в себе и отрицательные черты, влияние которых на эффективность работы государственных лабораторий проявилось достаточно полно в 1980-е гг. Сложившаяся к этому времени практика ежегодного распределения бюджета внутри федерального научного сектора по программам не делает исключения и для фундаментальных наук. Фундаментальные же исследования в силу их долгосрочного характера, неопределенности результатов, потребности в уникальных специалистах и оборудовании нуждаются не только в долгосрочном программировании, но и соответствующем финансировании. Учет этих требований особенно важен для государственных лабораторий. Кроме того, ежегодное распределение федерального научного бюджета дает возможность новой государственной администрации кардинально менять целевые установки в научно-технологической сфере, что негативно отражается на деятельности государственных лабораторий, лишенных уверенности не только в стабильном финансовом обеспечении, но и неизменности стоящих перед ними научных задач. Так, в результате значительных изменений в научной политике в области энергетики и, как следствие, увольнения из лаборатории «Лоуренс Беркли» за 1981—1983 гг. 600 сотрудников (20% всего штатного персонала) под угрозу была поставлена дальнейшая жизнеспособность этой лаборатории.

В отличие от США, в Великобритании действует система выделения ассигнований на фундаментальные исследования в основном в форме прямого бюджетного финансирования (не программно-целевого) на пятилетней основе с трехлетней корректировкой.

Во Франции принятый в 1982 г. «Закон ориентации и планирования научного и технического развития» гарантирует постоянное развитие фундаментальных исследований.

В 1980-е гг. государственный научный сектор особенно остро столкнулся с проблемой отсутствия четкого функционального предназначения. Фрагментарный характер функций крупных государственных лабораторий создает инерционность в их работе, приводит к превышению масштабов лабораторий по сравнению с решаемыми ими задачами. Эта проблема существует и в настоящее время.

Организация исследований и разработок в научно-технологической сфере картинка

Другая, не менее серьезная проблема связана с обеспечением государственных лабораторий научными кадрами. Не обладая многими преимуществами частного бизнеса для карьеры, лаборатории испытывают трудности при привлечении к работе молодых специалистов и высококвалифицированных исследователей высшего ранга, что связано со сравнительно низкой оплатой труда специалистов, отсутствием иных привлекательных аспектов. Так, если в 1960-е гг. работа в национальных институтах здоровья позволяла избежать военной службы во Вьетнаме, что создавало постоянный приток кадров, то в конце 1970-х — начале 1980-х гг. эти институты оказались не в состоянии привлечь ни одного исследователя-клинициста.

Еще одной из проблем деятельности государственных лабораторий является сложность управления ими, что обусловлено их ежегодным субсидированием, создающим лихорадку в начале года, связанную с необходимостью «выколачивания» средств, и в конце года, когда эти средства необходимо обязательно реализовать, чтобы не потерять фонды на следующий год, что приводит к неоправданным расходам.

К середине 1980-х гг. роль государственного сектора НИОКР в структуре национального научного потенциала США свелась к выполнению научных исследований и разработок прежде всего в военно-космической сфере, а также к распределению среди внешних исполнителей заказов на исследования по этой тематике; поддержанию требуемого уровня научной квалификации сотрудников основных государственных ведомств, в первую очередь в областях, имеющих военно-стратегическое применение; проведению научных исследований в областях, имеющих общенациональное значение, таких как энергетика, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение, стандартизация и метрология, охрана среды и природные ресурсы, образование.

В начале 1980-х гг. между ведущими индустриальными странами появились определенные расхождения в подходе к развитию государственного научно-исследовательского сектора. Так, политика администрации США, направленная на активизацию роли частных фирм в сфере НИОКР, привела к снижению роли государственного научно-исследовательского сектора при разработке, организации и реализации крупнейших национальных программ НИОКР. Сформировавшаяся в США в эти годы концепция идеальной структуры сферы НИОКР предполагает концентрацию фундаментальных исследований в университетах, прикладных исследований — в государственных лабораториях, а технологических разработок — в промышленности.

В целом те же принципы заложены и в научную политику Великобритании, а именно: сокращение бюджетного финансирования государственного сектора НИОКР, продажа части лабораторий частным фирмам. Вместе с тем правительство Великобритании разработало ряд мер, косвенно стимулирующих расширение контрактных взаимоотношений государственных лабораторий и промышленности, что не только восполняет и стабилизирует бюджет лабораторий, но и повышает эффективность проводимых ими исследований за счет практического освоения результатов НИОКР.

Определенные шаги в этом направлении начала делать и Германия, где в середине 1970-х гг. заказы промышленности не превышали 10—12% бюджета государственных научно-исследовательских центров.

Наиболее серьезные меры по реорганизации государственного сектора НИОКР с целью повышения его роли в научно-технологическом развитии страны предприняла в начале 1980-х гг. Франция. Государственный сектор НИОКР Франции в этот период времени достиг наибольших масштабов среди ведущих индустриальных стран: он осваивал более 40% национальных затрат на науку. Вместе с тем имел место разрыв между результатами исследований и их практическим использованием, что в немалой степени было результатом преимущественно фундаментальной направленности исследований государственных лабораторий, недостаточности их связей с промышленностью. Поэтому Франция в развитии государственного сектора НИОКР сделала ставку на создание наукоемких производств. В 1982 г. принят «Закон ориентации и планирования научного и технического развития», направленный на укрепление связей государственных лабораторий и промышленных фирм. За крупными государственными исследовательскими учреждениями законодательно закреплены функции практического освоения результатов НИОКР. Созданы фонды стимулирования заказов промышленности на исследования в государственном секторе НИОКР.

Первостепенная роль в реализации этой политики отводится крупнейшей научно-исследовательской организации Франции — Национальному центру научных исследований (CNRS), который активно работает над созданием сети представительств во всех регионах страны, основной функцией которых является помощь по заключению контрактов центра преимущественно с малыми и средними фирмами, реклама результатов исследований лабораторий центра. Промышленному использованию результатов научных исследований способствует временное привлечение ученых центра на работу в фирмы, создание бюро консультантов, подготовка докторов наук среди инженеров для нужд промышленности.

Деятельность CNRS заслуживает особого рассмотрения. Центр был основан в 1939 г. Ж. Перреном, лауреатом Нобелевской премии по физике 1926 г. CNRS подчиняется Министерству научных исследований и технологий, имеет собственный штат научных работников и автономное финансирование. Создано около 20 представительств центра на территории страны и более 10 — за рубежом. В CNRS входят собственные исследовательские лаборатории и группы, а также два института: Национальный институт наук о Вселенной и Национальный институт ядерной физики и физики элементарных частиц. CNRS пользуется преимуществом при распределении государственных научных субсидий: на его долю приходится 25% всех средств, выделенных на невоенные исследовательские нужды.

Приоритетами современной политики CNRS объявлены следующие:

- первоочередное развитие фундаментальных исследований;

- ориентация на запросы общества с учетом обновления многих научных дисциплин;

- развитие взаимодействия с системой высшего образования и другими научными учреждениями, регионами, а также с экономическими, индустриальными и сервисными структурами;

- создание единого европейского научного пространства;

- создание новых механизмов оценки и продвижения инноваций;

- открытость и ответственность перед обществом и гражданами.

В составе CNRS имеется 8 научных отделений (департаментов), деятельность которых охватывает все ведущие области исследований.

Департамент ядерной физики, включающий в себя Национальный институт ядерной физики и физики элементарных частиц CNRS (около 170 лабораторий и 2000 сотрудников), проводит исследования, используя мощный ускоритель в ЦЕРН (Швейцария), национальный ускоритель тяжелых ионов Spiral, синхротрон в Гренобле, локатор Alice. В фокусе интересов Департамента — утилизация радиоактивных отходов. Департамент непосредственно контактируете Комиссариатом по атомной энергии Франции, а также имеет тесные связи с физиками США, Германии, Италии и других стран (в 1997 г. было приглашено на работу 280 иностранных специалистов).

Департамент физико-математических наук (около 150 лабораторий и 2800 сотрудников) активно сотрудничает с университетами, Комиссариатом по атомной энергии, Центром аэрокосмических исследований. Приоритетное направление исследований — нанотехнологии. Кроме того, значительное внимание уделяется лазерной физике, сверхпроводящим и магнитным материалам, электронике. Совместно с биологами проводятся исследования в области протеинов, лекарств, ультразвуковой диагностики; с Департаментом наук о Вселенной — в области космических излучений и загрязнения атмосферы.

Департамент информационных и коммуникационных технологий и наук'(около 90 лабораторий и 8000 сотрудников, в том числе более 3000 преподавателей и исследователей из университетов) создан в 2000 г. Деятельность Департамента нацелена на развитие инновационных технологий будущего, формирование информационного общества, сопровождение научных проектов, таких как «Геном человека», «Понимание человека» и др.

Департамент технических наук (около 170 лабораторий и 1500 сотрудников) проводит исследования междисциплинарного характера, касающиеся практического воплощения результатов фундаментальных исследований, прежде всего в области механики, вычислительной техники, энергетики, медицинской техники.

Организация исследований и разработок в научно-технологической сфере картинка

Департамент химических наук (около 300 лабораторий и 3500 сотрудников) проводит химические исследования с университетскими подразделениями, ассоциированными с CNRS. Деятельность Департамента развертывается по четырем направлениям: химический синтез, новые химические приборы и оборудование, химия в сопряжении с другими науками, например биохимия, химическая физика и др., химия для общества (химия окружающей среды, энергии, красоты, здоровья).

Департамент наук о Вселенной, включающий в себя Национальный институт наук о Вселенной CNRS (около 100 лабораторий и 2600 сотрудников), проводит исследования преимущественно междисциплинарного и международного характера. Департамент располагает сильной технической базой: более 60 судов, телескопы (TCFH, Themis), геоскоп, ионный зонд IMS Cameca, обсерватории, комплекс «передатчик-антенна» UPS 855 и т. п.

Департамент наук о жизни (около 250 лабораторий и 5600 сотрудников) ведет работы над крупными исследовательскими программами: изучение структуры геномов, взаимосвязь между строением и функционированием макромолекул, анализ основных функций организма, изучение патогенных агентов и экосистем. Решение этих задач предполагает широкую координацию департамента с другими учреждениями, все увеличивающийся найм новых сотрудников, вовлечение в исследования молодежных команд.

Департамент наук о человеке и обществе (около 300 лабораторий и 4000 сотрудников) имеет по всей территории страны сеть центров — Исследовательских домов.

Каждый департамент имеет свой бюджет (обычно в пределах 20— 30 млн долларов, за исключением Департамента наук о жизни, бюджет которого составляет около 60 млн долларов).

Рабочая единица CNRS — лаборатория, каждая из которых создается под конкретную задачу. Лаборатории заключают контракты на исследования (обычно на 4 года, возможно продление контракта еще на 4 года). Таким образом обеспечивается постоянная миграция персонала внутри общей структуры: и сами лаборатории, и сотрудники в них работают до тех пор, пока эта работа эффективна. Основная часть лабораторий работает при долевом участии CNRS, других ведомств, университетов и крупных корпораций. Кроме того, с CNRS ассоциировано еще около 300 лабораторий, принадлежащих преимущественно университетам. При этом имеет место тенденция уменьшения числа собственных лабораторий CNRS и роста числа совместных лабораторий, особенно с университетами. Во всех лабораториях, сотрудничающих с CNRS, независимо от их статуса и принадлежности, реализуется единая организационная политика, устанавливаемая CNRS. Кадровая политика CNRS предусматривает широкую поддержку молодых ученых.

Важнейшие принципы научной стратегии CNRS — междисципли-нарность исследований и широкое партнерское взаимодействие. В 2000 г. в разработке находился ряд междисциплинарных программ, объединенных в 5 программных циклов: основания живого; окружающая среда, жизнь и общество; динамика общества; материалы и технологии; космические частицы.

Важнейшей составляющей научной стратегии CNRS является сотрудничество с системой высшего образования. Около 50% всех преподавателей высшей школы Франции работают в исследовательских структурах CNRS, и с другой стороны, более 60% постоянных сотрудников CNRS преподают в высших учебных заведениях. С 1996 г. действует система трехсторонних контрактов «CNRS — высшее учебное заведение — Министерство образования, науки и технологий». Только в 2000 г. было создано около 250 новых совместных лабораторий.

Сотрудничество CNRS с промышленностью разворачивается в следующих основных направлениях: создание совместных лабораторий (в 2000 г. создано 25 новых лабораторий), кооперация в использовании результатов исследований, создание новых предприятий на базе наиболее успешных совместных лабораторий. Результат такой стратегии: к 2000 г. зарегистрировано около 4200 патентов, доходы от патентно-лицензионной деятельности составляют около 10% бюджета CNRS и постоянно растут. CNRS регулярно сотрудничает с 1250 фирмами (3100 текущих контрактов в 2000 г.), 360 из которых имеют фармацевтические, биотехнологические, агропромышленные производства. В 1999 и 2000 гг. на базе бывших лабораторий создано 60 высокотехнологичных фирм. Для эффективной коммерциализации результатов исследований во Франции учреждена венчурная компания FIST.

Международное сотрудничество CNRS реализуется через подписание соглашений о кооперации, участие в международных программах научного сотрудничества, создание ассоциированных и совместных международных исследовательских групп и подразделений.

Научные организации, подобные CNRS, имеются и в других странах. Среди них наиболее известной является Национальная академия наук Великобритании — Королевское общество, деятельность которого связана с развитием естественных и прикладных наук. Это старейшая академия в мире, она основана в 1660 г. Общество независимо от правительства. Фонды Общества формируются из различных источников: 18,6% — дотации компаний, 0,4% — взносы членов Общества, 7% — инвестиции и благотворительные взносы, 7% — коммерческие доходы (продажа журналов, сдача в аренду помещений для конференций и т. п.), 67% — правительственные гранты под специальные программы и проекты. Деятельность Общества ставит своей целью развитие британской науки путем финансирования исследований в перспективных научных направлениях, поддержки талантливых личностей, привлечения лучших ученых, создания условий для развития научных связей и образования, предоставления высококачественных и объективных научных консультаций и т. д. Общество занимается научно-издательской деятельностью, проводит научные международные конференции, организует широкое научное обсуждение особо важных проблем, отслеживает динамику научно-технологического развития в мире.

Королевскому обществу Великобритании подобна по своим основным функциям Шведская королевская академия наук, которая также является независимой организацией, основная цель которой — стимулировать развитие исследований в области математики и естественных наук. В задачи академии входит: обеспечивать возможности для взаимодействия ученых по различным научным направлениям; предоставлять для исследований уникальное научное оборудование; оказывать поддержку молодым ученым; организовывать международное научное сотрудничество; определять приоритетные направления научной политики; стимулировать интерес к математике и естественным наукам в школах; распространять в различных формах научную и научно-популярную информацию. Академия организует обмен учеными с академиями в других странах, публикует научные журналы, ежегодно награждает нобелевских лауреатов по физике и химии, а также присуждает другие виды премий в области науки. Академия состоит из ряда отделений, представляющих различные научные направления, а также нескольких исследовательских институтов. Области специализации институтов: математика; экологические, геологические, геоморфологические и метеорологические исследования в Арктике; экологическая экономика; ботаника; история науки; морская экология и биология морских организмов и некоторые другие.

В США к числу структур академического типа относятся Национальная академия наук, Национальная техническая академия и Институт, медицины. Все американские академии являются частными, бесприбыльными и самоуправляемыми организациями. Их важнейшая функция — оказание консультативно-экспертных услуг правительству по вопросам науки и технологий. Национальная академия наук курирует научные исследования и организует симпозиумы и совещания по различным научным вопросам особой национальной важности. Национальная техническая академия оказывает поддержку технологическим разработкам, осуществляемым в интересах государства, а также стимулирует развитие технического образования. Институт медицины занимается проблемами развития медицинской науки и уделяет значительное внимание формированию политики в области здравоохранения.

Эта статья из раздела-научные учреждения, которая посвящена теме-организация исследований и разработок в научно-технологической сфере. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.