Новые индустриальные страны юго-восточной азии. Научно-технологическое развитие

( 1 Голос )

Южная Корея уверенно идет по пути экономического роста с 1960-х гг.

Сначала она экспортировала сырье и текстиль, в начале 1970-х гг. — одежду и обувь, в конце 1970-х — продукцию сталелитейной и химической промышленности, в 1980-е — автомобили, электроприборы и изделия электроники. С конца 1980-х гг. в стране началось интенсивное развитие высоких технологий.

В течение этих лет научно-технологическая политика Южной Кореи прошла несколько фаз, каждая их которых имела свои характерные черты:

1960-е гг. — повышение образовательного и научного уровня специалистов различных категорий, создание технологической инфраструктуры, стимулирование импорта технологий;

1970-е гг. — повышение профессионального уровня специалистов тяжелой и химической промышленности, формирование механизмов адаптации импортируемых технологий, ориентация научных исследований на нужды промышленности;

1980-е гг. — принятие первой национальной научно-технической программы, формирование национальной научно-технологической политики, создание научных подразделений в частных фирмах;

1990-е гг. — структурные преобразования в промышленности, распространение технологических инноваций, в том числе информационных технологий, повышение роли национальных научно-технических программ, ускоренное технологическое развитие и глобализация научно-технологической деятельности с ориентацией на национальные потребности.

Новые индустриальные страны юго-восточной азии. Научно-технологическое развитие картинка

За 40 лет, начиная с 1961 г., ВВП увеличился в 218 раз, достигнув в 2000 г. 457,4 млрд долларов. К началу 1990-х гг. Южная Корея вышла на 15-е место в мире по объему промышленного производства, на 13-е — по объему товарооборота, на 2-е (после Японии) — по судостроению, на 4-е — по выпуску телевизоров. И это все при том, что страна имеет ограниченные природные ресурсы и ее промышленность работает в основном на импортном сырье.

Процесс кардинального изменения характера государственного регулирования экономики в Южной Корее начался с 1980-х гг. Главная цель этих изменений — повысить гибкость и восприимчивость экономики к достижениям современного научно-технологического прогресса. В это время велась разработка долгосрочных программ экономического развития. В частности, в 1990-е гг. был взят курс на ускоренное развитие информатики, технологии новых материалов, биотехнологии и других перспективных отраслей. К 2010 г. запланировано превратить в ведущую отрасль экономики электронную промышленность, доведя ее долю в общем объеме промышленного производства до 22%. Таким образом, перспективы экономического роста Южной Кореи связываются прежде всего с созданием наукоемких производств. Как следствие, решающая роль придается развитию научных исследований, на которые направляются значительные ассигнования. Южная Корея, избрав «экспортную» модель развития, делает упор на стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции: автомобилей, компьютеров, видеомагнитофонов, интегральных схем и т. п.

Правительство Южной Кореи оказывает большую поддержку малым и средним предпринимателям, восприимчивым к достижениям научно-технического прогресса. Принимаются государственные меры по увеличению займов малым фирмам, обеспечивается их доступ к современным технологиям, создаются условия для их выхода на внешний рынок. Благодаря этому малые и средние фирмы в 1980-е гг. развивались опережающими темпами, и их доля в промышленности увеличилась с 28% в 1980 г. до 40% в 1987 г.

Особое внимание в Южной Корее уделяется вопросам образования, подготовки специалистов в современных областях знаний. В стране введено обязательное бесплатное среднее образование. В 1990 г. уровень грамотности населения составлял 96%, в то время как 40 лет назад — 20%. В 1980-е гг. Южная Корея по числу студентов на 1 тыс. жителей превзошла Германию.

В 1999 г. принята Национальная программа научно-технического и инновационного развития, рассчитанная до 2025 г., целью которой является первоочередное развитие Южной Кореи в тех направлениях, в которых она сможет занять передовые рубежи в мире. К ним относятся: нанотехнологии, биотехнологии, медицинское приборостроение, бытовая электроника, автомобили нового поколения, высокоскоростной железнодорожный транспорт. Программа финансируется Министерством науки и технологий, другими Министерствами и ведомствами, а также крупными корейскими компаниями, имеющими собственные научные подразделения.

В настоящее время в Южной Корее только за счет средств, выделяемых из правительственного бюджета, поддерживается деятельность около 450 исследовательских лабораторий, занимающихся активной инновационной деятельностью. Каждая лаборатория получает до 250 тыс. долларов на срок до пяти лет для разработки новых конкурентоспособных технологий. Часто лаборатории работают в тесном сотрудничестве с зарубежными научно-технологическими центрами (в основном американскими), которое строится в основном на обмене научными кадрами и информацией о реализуемых проектах.

Правительство Южной Кореи всемерно поддерживает частные фирмы, которые активно занимаются научными исследованиями и технологическими разработками. Для этого используются как прямые, так и косвенные методы. В частности, таким фирмам предоставляются налоговые льготы, разрешается ускоренная амортизация основных фондов, используемых для исследований и разработок, снижены налоги и таможенные пошлины на импортное оборудование, необходимое для осуществления инновационной деятельности. Кроме того, правительство выделяет частным и государственным научно-исследовательским институтам субсидии, а также кредиты с низкой процентной ставкой и на длительный срок. Экономическая стратегия промышленных компаний, основанная на научно-технологическом развитии, дала им возможность мобилизовать значительные финансовые ресурсы для проведения НИОКР и внедрения их результатов в производство. В свою очередь государственная поддержка этих компаний, в том числе поощрение экспорта наукоемкой продукции, позволила им достигнуть высоких темпов роста производства этой продукции. Как следствие, Южная Корея за сравнительно короткий период времени совершила значительный технологический прорыв. В 1987—1997 гг. по масштабам инвестирования исследований и разработок (в среднем ежегодно 2,8% от ВВП) страна прочно занимала второе место в мире, уступая только Швеции (3,8%).

В 2001 г. в Южной Корее насчитывалось около 8200 научных организаций, в том числе 285 университетов, 169 исследовательских институтов и более 7700 частных фирм. Доля расходов на научно-технологическую деятельность по отношению к ВВП в 1999 г. составила 2,46%, или 10 млрд долларов, причем на бюджетные средства приходилось около 30%.

Министерство науки и технологий Южной Кореи в настоящее время финансирует ряд крупных национальных программ развития высокотехнологичных производств, таких как Передовой национальный проект, Программа научных исследований на рубеже XXI в., Стратегическая национальная программа научных исследований и разработок, Творческая исследовательская инициатива, Национальная исследовательская лаборатория, Программа фундаментальных научных исследований.

В Тайване (провинция Китая), как и в Южной Корее, основным фактором ускоренного научно-технологического развития явилась экспортно-ориентированная политика. Правительство Тайваня, реализуя эту политику, опирается на множество мелких, средних и крупных предприятий, что обеспечивает возможность быстро перестраиваться в своем экономическом развитии с учетом изменений мировой конъюнктуры. Правительственная поддержка исследований и разработок начала осуществляться с конца 1950-х гг., когда возросшая зависимость от внешних рынков ужесточила требования к качеству и разнообразию экспортируемых товаров. В 1979 г. была принята специальная программа по ускорению развития энергетики, автоматизированных систем управления производством. В 1982 г. к этим направлениям добавились биотехнология и оптико-волоконная связь. Особенно значительные государственные инвестиции в научно-технологическую сферу вкладываются со второй половины 1980-х гг. Одновременно государство активно поощряет инвестирование со стороны частных компаний, особенно зарубежных транснациональных корпораций. Правительство Тайваня обязало крупные отечественные фирмы вкладывать 0,5—1,5% от общего объема продаж в исследования и разработки. Кроме того, оно стимулирует создание исследовательских консорциумов по разработке инновационной продукции (новое поколение двигателей для автомобилей, более совершенные компьютерные чипы и т. п.), в финансировании которых участвуют заинтересованные отрасли промышленности.

В Сингапуре в 1991 г. был разработан государственный пятилетний план ускоренного развития перспективных секторов экономики (биотехнология, микроэлектроника, информационные технологии, электронные системы, новые материалы). На реализацию этого плана правительство выделило 1,1 млрд долларов. В 1997 г. был принят новый план, финансирование которого удвоилось по сравнению с предыдущим. Основная задача этого плана заключалась в повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. В Сингапуре значительное внимание уделяется стимулированию исследований и разработок в частном секторе, для чего реализуется ряд специальных программ: Программа совместных исследований — выделение субсидий местным фирмам (с долей местного капитала не менее 30%) на развитие их технологических возможностей посредством сотрудничества с университетами и исследовательскими институтами; Программа исследовательских инициатив — выделение субсидий различным компаниям на создание центров лидерства в области развития стратегических технологий; Программа содействия исследованиям и разработкам — финансовая поддержка развития особых видов технологий и производств. Кроме того, Комиссия по национальной науке и технологии инициирует создание в стране исследовательских консорциумов с целью объединения ресурсов компаний и научных институтов, направляемых на НИОКР. Все эти меры обеспечили рост доли частных капиталовложений в научно-технологическую сферу до 65% от общего объема вкладываемых в нее средств.

Новые индустриальные страны юго-восточной азии. Научно-технологическое развитие картинка

«Азиатские драконы» за 20 лет сумели увеличить свой удельный вес в мировом экспорте высокотехнологичной продукции с 1 до 9% и занять передовые позиции в мире в таких отраслях, как химическая, аэрокосмическая, производство компьютеров, средств коммуникаций, сложного военного оборудования, биотехнология, нанотехнология, электроника, фармацевтика, научное приборостроение. В научно-технологическом развитии по ряду показателей они вплотную приблизились к ведущим индустриальным странам, о чем, в частности, свидетельствует рейтинг различных стран в области патентования, а именно: в 1990-е гг. по количеству зарегистрированных патентов страны расположились примерно в следующем порядке: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария, Канада, Швеция, Италия, Тайвань, Южная Корея.

Эта статья из раздела-особенности научно-технологического развития разных стран, которая посвящена теме-новые индустриальные страны юго-восточной азии. научно-технологическое развитие. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.