Научно-технологическое развитие промышленной фирмы
Определение приоритетных направлений научно-технологического развития фирмы является важнейшей составляющей общего процесса формирования стратегии фирмы, в том числе осмысления руководством фирмы ее миссии, выявления места фирмы в конкретной отраслевой или межотраслевой среде, поиска «ростков» будущих технологических или продуктовых прорывов.
Выбор приоритетных направлений научно-технологического развития фирмы осуществляется с учетом ее позиционирования в отрасли (фирма-лидер, фирма — последователь лидера), определяемого не только сущностью технологических изменений, их социально-экономическими последствиями, но также ресурсными возможностями фирмы для коммерциализации технологий. Кроме того, следует учитывать состояние отрасли (например, экономический подъем или, наоборот, экономический кризис).

Новые технологии играют роль специфического инструмента в конкурентной борьбе, который используется, с одной стороны, для защиты уже достигнутого положения на рынках, а с другой — для атаки на конкурентов через создание новых преимуществ на имеющихся рынках или завоевание новых рынков за счет выпуска новых товаров. Пример тому — история деятельности американской корпорации «Крэй рисеч», которая в 1970-х гг. лидировала в разработке и производстве компьютеров в США. Фирма работала под заказы национальных лабораторий, ориентированных на оборону, и крупных нефтяных компаний США. Соответственно, рынок был защищен от конкурентов — Японии и Франции — протекционистской политикой американской администрации, что обеспечивало фирме существенные конкурентные преимущества. Однако в 1990-х гг.
Конкуренты из Юго-Восточной Азии, в частности из Тайваня, разработали новые технологии, которые позволили им производить более совершенные компьютеры, аналогичные компьютерам фирмы «Крэй рисеч», причем с гораздо меньшими затратами. Как следствие, были сняты протекционистские барьеры, что привело к тому, что фирма «Крэй рисеч», не выдержав конкуренции и оказавшись на гране краха, была поглощена другой компьютерной компанией.
Практика показывает, что ставка на новые технологии далеко не всегда является единственным из возможных способов обеспечения конкурентных преимуществ. Так, в 1980—1990-е гг. одни компании, производившие компьютерные дисководы, в частности американская «Ай-Би-Эм», осваивали новые технологии производства компонентов по мере того, как существовавшие технологии достигали стадии насыщения в своем жизненном цикле. В то же время другие аналогичные компании, в частности японские «Тошиба» или «Фуджитсу», шли по пути совершенствования существующих технологий, продлевая тем самым их жизненный цикл. В итоге японским компаниям удалось выявить дополнительные резервы для повышения производительности дисководов без радикального изменения базовых технологий.
Параллельно с определением приоритетных направлений научно-технологического развития руководство фирмы должно наметить пути реализации этих направлений: следует развивать новые технологии внутри фирмы или же лучше лицензировать их извне. Стремление фирмы к технологическому лидерству предполагает принятие на себя пионерской роли в разработке и освоении технологий. С другой стороны, можно на время занять пассивную позицию мониторинга успехов лидирующей фирмы, для того чтобы затем освоить уже разработанные технологии с меньшими затратами.
«Первый шаг» в технологическом опережении конкурентов имеет как достоинства, так и недостатки. Достоинства:
- укрепление лидерской репутации среди потребителей и партнеров;
- захват более выгодных позиций на рынке, приоритетное освоение каналов сбыта, определение структуры затрат потребителей на переход к новым продуктам, производимым по новой технологии;
- закрепление за собой ключевых поставщиков;
- создание барьеров на пути имитации новой технологии и выпускаемых с ее помощью новых продуктов через патенты;
- получение первых прибылей от новшеств и т. п.
Недостатки:
- принятие рисковых затрат;
- высокий уровень неопределенности в отношении рынка, усилия по изменению потребностей покупателей, формированию спроса на новые продукты, производимые по новой технологии;
- столкновение с имитацией новой технологии и выпускаемых с ее помощью новых продуктов, на которую идут конкуренты ввиду минимизации затрат, и т. п.
Стратегия «первого шага» сопряжена с проблемой доступа к специфическим ресурсам, которые необходимо иметь для разработки и освоения новых технологий. Если фирма не располагает такими ресурсами, то ее руководству следует принять соответствующее решение: создавать эти ресурсы внутри фирмы, приобретать их извне или вступать в альянс с другими фирмами, имеющими эти ресурсы.
Принятие решения о разработке и освоении тех или иных технологий связано с проблемой их практической реализации. Острота этой проблемы тем меньше, чем шире круг базовых технологий, существующих в фирме. Так, компания «Дженерал электрик» успешно привлекает технологии сложных математических расчетов из подразделений военного профиля в подразделения медицинского профиля для развития компьютерной томографии.
Для определения приоритетных направлений научно-технологического развития необходимо обладать соответствующими знаниями в той или иной области науки. Далеко не всегда фирма имеет такие знания в нужном объеме. В этом случае она прибегает к услугам фирм-посредников, которые берут на себя роль связующего звена между разными сферами знаний и разобщенными источниками идей, выявляют новые идеи или же применяют старые в новых областях, проводят тестирование перспективных технологических концепций. К числу таких фирм относятся компании «ИДЕО» и «Хьюлетт-Паккард».
Руководство фирмы, определяя приоритетные направления научно-технологического развития, должно тесно увязывать их со стратегией управления. В общем случае цели стратегического менеджмента могут быть различными. Соответственно различными могут быть и критерии выбора приоритетных направлений. Технологические инновации, разрабатываемые и осваиваемые фирмой, могут обеспечить улучшение производимых продуктов или их замену новыми продуктами, расширение существующих рынков или освоение новых и т. д. Технологии, дающие модифицирующий эффект, характеризуются меньшими рисками и более быстрым возвратом вложенного капитала. В свою очередь, прорывные технологии могут вывести фирму на лидирующие позиции в конкурентной борьбе.
←Предыдущая Научно-технологическое развитие государства |
---|