Научно-технологическое развитие государства

( 1 Голос )

Круг приоритетных направлений научно-технологического развития постоянно расширяется с возрастанием объема новых научных знаний и углублением связей в цепочке «наука — техника — производство».

В связи с этим государства вынуждены проводить селективную стратегию научно-технологического развития, основанную на отборе наиболее перспективных направлений с учетом их значимости для той или иной страны и имеющегося у нее научного и экономического потенциала.

Селективная стратегия порождается дифференциацией науки, ведущей к появлению новых научных дисциплин, и необходимостью сдерживать распыление ресурсного обеспечения. Она особенно широко применяется в тех странах, которые не обладают достаточными ресурсами для развития науки и техники по широкому фронту. Применение селективной стратегии позволяет достичь значительных результатов в избранных областях науки и техники, но вместе с тем требует создания действенной системы международного сотрудничества для компенсации негативных последствий одностороннего научно-технологического развития. Следует отметить, что в рамках мировой экономической системы селективная стратегия порождает рост зависимости малых стран от стран-лидеров.

Научно-технологическое развитие государства картинка

Приоритетные направления научно-технологического развития определяются на основе анализа результатов прогнозирования этого развития. Прогнозирование является одним из разделов теории управления экономикой. Принято различать поисковое и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование предполагает продолжение в будущее наблюдаемых тенденций при условном допущении, что они не будут изменены средствами управления. Оно нацелено на выявление перспективных проблем, подлежащих решению. Нормативное прогнозирование сводится к определению возможных путей решения проблем с целью достижения желательного результата на основе заранее заданных критериев. По времени упреждения различают текущее, краткосрочное и долгосрочное прогнозирование. Среди методов прогнозирования наиболее распространены экстраполяция и интерполяция наблюдаемых тенденций, математическое моделирование, опрос экспертов, историческая аналогия, прогнозные сценарии, матрицы взаимозависимых факторов типа «затраты — выпуск», методы, основанные на построении графов, «дерева проблем» и «дерева целей», на выводах теории игр и теории принятия решений и т. д.

Главной задачей прогнозирования научно-технологического развития является определение возможных направлений и темпов развития науки и технологии в их взаимосвязи с экономическим развитием. Вместе с тем прогнозирование научно-технологического развития должно осуществляться с учетом социальных и экологических последствий. Например, предшествующее развитие энергетики протекало по экстенсивному пути, а основным источником энергии служило ископаемое топливо. Ясно, что продолжение такого развития в будущем неизбежно приведет к прямому (за счет выделения тепла) и косвенному (за счет выделения в атмосферу продуктов сгорания и изменения внешнего энергетического баланса планеты) влиянию на изменение климатических условий жизни на Земле.

Прогнозирование научно-технологического развития также должно осуществляться с учетом решения проблем подготовки кадров. Например, развитие безлюдных технологий, автоматизации и компьютеризации производства сокращает потребность в операторах, занимающихся непосредственно работой на технологическом оборудовании, но одновременно увеличивает потребность в специалистах по программированию и техническим средствам управления.

Следует отметить, что в силу объективных причин не существует абсолютно точных прогнозов научно-технологического развития, поскольку ни одна математическая модель в принципе не может учесть бесконечного многообразия реального мира, всех тенденций и случайных факторов его развития. Прогноз становится менее точным с ростом длительности прогнозируемого периода.

Прогностические, или, как их еще называют, форсайтные исследования, проводимые в ведущих индустриальных странах, в общих чертах совпадают по содержанию. Основные их различия заключаются в длительности прогнозного периода, в направленности (адресации) результатов исследований, в степени конкретности вырабатываемых рекомендаций.

Исследования организуются и финансируются соответствующими Министерствами (ведомствами), отвечающими за научно-техническую политику государства (например, Офис науки и технологии в Великобритании или Министерство образования, науки, исследований и технологии в Германии). Обычно при правительстве страны создается специальный орган по управлению Форсайтом, в состав которого входят авторитетные специалисты — представители научных и промышленных кругов, правительственных агентств и т. д. На этот орган возлагаются функции по разработке стратегии, общего направления и методик исследований, а также по сводному анализу результатов.

Министерство и (или) орган управления Форсайтом формирует тематические рабочие группы (секции, комиссии) по определенным областям социально-экономической сферы страны. Перед каждой группой ставится задача оценить глобальные тенденции в тех или иных областях в долгосрочной перспективе (на 10—20 лет). Выбор отраслей, для проведения исследований в которых формируются группы, осуществляется по критериям чувствительности к влиянию науки и технологии на экономическое развитие и по наличию в стране необходимых предпосылок для продвижения на мировой уровень. Группы готовят обзоры по состоянию научно-технологического потенциала в различных отраслях, исследуют рыночные перспективы новшеств, проводят соответствующие опросы и консультации, прорабатывают альтернативные сценарии и т. д. Результаты работы групп оформляются в виде отчетов, в которых выделяются отрасли, перспективные для развития в данной стране, в которых эта страна должна занять лидирующее положение. Отчеты передаются управляющему органу для обобщения и представления правительству.

Степень и формы использования результатов Форсайта правительствами разных стран могут быть различными. Главным критерием при этом является сохранение и дальнейшее развитие ведущих позиций на мировом рынке технологий (наукоемкой продукции) с учетом технологического уровня и экспортной ориентации промышленности страны. Анализ перспектив научно-технологического развития страны в тех или иных областях осуществляется в тесной связи с изучением глобальных тенденций в смежных областях. При этом принимается во внимание близость (удаленность) страны относительно промышленных регионов мира, чувствительность к экологическим факторам, зависимость от источников сырья и энергии.

Обычно государственная научно-техническая стратегия рассматривается как составная часть общей интегральной стратегии благоприятствования инновационному процессу в его расширенном понимании, включающей формирование содействующих этому процессу рамочных условий, создание устойчивых связей между его различными звеньями, активизацию сотрудничества между наукой и промышленностью. На выбор приоритетов научно-технологического развития оказывают свое влияние также соображения поддержания международного авторитета национальной науки. Материальным выражением государственной научно-технической политики являются решения о распределении бюджетных средств между различными направлениями исследований, институциональное финансирование отдельных научных учреждений, формирование и поддержка определенных инфраструктурных элементов.

Наряду с общими для большинства стран базовыми критериями, пути и формы выработки национальных приоритетов научно-технического развития в разных странах различаются. Ниже в качестве примера рассмотрены особенности научно-технической политики Великобритании и Германии.

Научно-техническая политика Великобритании направлена в первую очередь на сохранение ведущего положения на мировом рынке технологий (наукоемкой продукции). Одна из форм ее реализации — выборочная поддержка перспективных для страны инновационных проектов. К приоритетным работам относятся такие, которые проводятся совместно с организациями государственного сектора (университеты и национальные научно-исследовательские центры) и частного/корпоративного капитала (научные центры промышленных фирм) на началах долевого финансирования, а также работы мультидисциплинарного характера. Преимущество отдается государственной поддержке принципиальных («порождающих») технологий, на базе которых может создаваться конкретный прикладной продукт.

Важным условием приоритетности получения государственной поддержки, как и в других странах ЕС, является комплиментарность технологических инноваций. Последние должны стать дополнительным вкладом в уже происходящий в стране процесс технологического развития, заполнением обнаруженных в нем пробелов. Государственное финансирование инновационных проектов распространяется только на предкон-курентные стадии разработки, т. е. объекты финансирования не должны представлять собой конечный пользовательский продукт.

Политика Великобритании в научно-технической сфере, направленная на поддержание качества жизни в стране, находит свое отражение в оказании институциональной поддержки организациям, ведущим работы в таких областях, как экология, энергетика, медицина.

Правительство Германии в основном руководствуется системой приоритетов, опирающейся на текущее положение и оценку тенденций мирового развития на обозримое будущее (10—30 лет). Расстановка приоритетов по различным секторам государственной научно-технической политики основывается на рекомендациях, полученных на основании форсайтных исследований, проводимых федеральным Министерством образования, науки, исследований и технологии, Институтом системных и инновационных исследований Общества Фраунгофера, другими организациями, а также на результатах ежегодного анализа конкурентоспособности Германии на мировом рынке технологий, проводимого по поручению федерального Министерства экономики.

Научно-технологическое развитие государства картинка

Состав целевых программ, финансируемых из бюджета федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии, определяется на основе результатов сравнительного анализа актуальности работ в различных областях. Важным вкладом форсайтных исследований в разработку стратегии развития науки и технологии в Германии является анализ научно-технического потенциала страны и его реальных возможностей для удовлетворения запросов будущего.

Вопрос о сохранении страной ведущего положения в мире технологий рассматривается в Германии исходя из тезиса о том, что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры и что от всеобщего признания качества немецкой технологии зависит международный авторитет страны.

Важное место среди приоритетных направлений научно-технической политики федерального правительства Германии занимает поддержка исследований, направленных на обеспечение устойчивого развития страны в условиях ограничений по энергетике и воздействию на окружающую среду. В Германии действуют государственные программы по энергосбережению и альтернативным источникам энергии; экологии и защите окружающей среды; прогрессивной организации транспортной системы.

Эта статья из раздела-приоритетные направления научно-технологического развития, которая посвящена теме-научно-технологическое развитие государства. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.