Глобализация науки и технологий

( 1 Голос )

Объективной основой глобализации науки и технологий является всеобщность научного знания и технологических принципов.

Исторически первыми формами глобализации науки и технологий стали некоммерческие зарубежные контакты ученых, сотрудничество которых связано с естественной необходимостью обмена идеями и результатами научных исследований. В XX в. стали осуществляться контакты ученых разных стран на коммерческой основе, в том числе в рамках выполнения межгосударственных научных программ и проектов. Коммерческие формы международного научного сотрудничества получили особенно бурное развитие в последние десятилетия, что, в частности, нашло свое отражение в резком росте числа научных публикаций и патентов, подготовленных авторами из разных стран.

Коммерческая глобализация в сфере науки и технологий в значительной степени связана с увеличением масштабов деятельности ТНК, которые создают по всему миру региональные отделения, требующие для своей работы определенной научно-технологической базы. В конце 1990-х гг. в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля зарубежного финансирования НИОКР составляла в среднем около 10%.

ТНК проводят инвестиционную политику, преимущественно направленную на слияние и поглощение высокотехнологичных компаний, расположенных в разных странах. В США, странах ЕС и Японии с середины 1980-х гг. на эти цели используется более трех пятых общего объема прямых иностранных инвестиций. Поглощая своего зарубежного конкурента или сливаясь с ним, корпорации приобретают и соответствующие научно-исследовательские подразделения. Процессы слияния и поглощения особенно характерны для наукоемких отраслей. Для этих отраслей также типично образование альянсов фирм разных стран для проведения совместных научных исследований, наиболее рискованных наукоемких проектов.

Глобализация науки и технологий картинка

ТНК в созданных ими региональных производственных подразделениях открывают научные лаборатории, основной функцией которых является совершенствование существующих или разработка новых видов продукции и технологий для нужд местного рынка. В ряде случаев открытие таких лабораторий является основой для последующего создания производственных подразделений. Нередко открытие научных филиалов связано с особыми условиями деятельности в регионах. Например, фармацевтические компании Великобритании создали в Малайзии свои лаборатории по изучению местных тропических болезней. Чаще всего основной причиной, по которой корпорации размещают свои подразделения за рубежом, является крайне низкая стоимость местной рабочей силы.

ТНК, расширяя сеть региональных отделений, с одной стороны, стремятся распространять как можно шире свои технологии и, с другой стороны, использовать с максимальной выгодой для себя иностранные технологии. При этом возникают благоприятные возможности для реализации перспективных проектов на основе развития научно-технологического потенциала компании в принципиально новой для нее интеллектуальной среде.

Наиболее активную политику глобального распространения науки и технологий проводят США. С другой стороны, не менее активно проводят такую же политику в отношении США и другие страны. Этот двусторонний процесс начал заметно развиваться в 1950—1960-е гг. и в настоящее время идет особенно интенсивно с Западной Европой (Великобритания, Франция, Германия), Юго-Восточной Азией и Канадой, в меньшей степени — с Латинской Америкой и практически не осуществляется с Африкой. В настоящее время функционируют 186 зарубежных научных подразделений американских компаний, в основном в автомобильной промышленности, производстве лекарств, компьютеров и химических продуктов. Среди новых индустриальных стран наибольшее число американских научных центров размещено в Сингапуре, Тайване, Индии, а также в Китае.

В странах Европейского Союза главной задачей является формирование единой общеевропейской политики научно-технологического развития в целях усиления экономической и политической мощи стран — членов ЕС. Кроме того, ЕС решает задачи интеграции научно-технологического потенциала стран Восточной Европы в связи с расширением Европейского Союза на восток.

Особенность политики глобализации науки и технологии в Японии состоит в том, что она ориентирована в основном на взаимодействие с США. Японские ТНК лидируют среди компаний других стран по объему НИОКР, осуществляемых их филиалами в США. Так, компания «Мацусита», одна из мировых лидеров по производству бытовой электроники, имеет в США около 20 научных учреждений. Из них наиболее известен «Панасоник Дижитал Сентэ», который функционирует с 1988 г. одновременно в качестве венчурного фонда и бизнес-инкубатора. Центр активно инвестирует новые информационные технологии и нацелен на тесное сотрудничество с компаниями Силиконовой долины.

Первый зарубежный научный центр в США — Институт молекулярной биологии был создан швейцарской фирмой «Хофман ЛяРош» в 1921 г Перед Второй мировой войной американская исследовательская лаборатория была открыта компанией «Филипс». В 1992 г. в США насчитывалось 255 научных подразделений зарубежных компаний (с иностранной собственностью более 50%). В 1998 г. их число составило 715, они принадлежат многочисленным ТНК из 24 стран мира. Значительный рост масштабов зарубежных НИОКР в США за период с 1992 по 1998 г. обусловлен в первую очередь сделками по приобретению американских компаний канадскими и европейскими фирмами, особенно в области фармацевтики и биотехнологии. Наибольшее число американских организаций, занимающихся НИОКР, принадлежит компаниям Японии (преимущественно в электронике и автомобилестроении) — около 250, Германии и Великобритании — более 100 каждой, Франции и Швейцарии — около 40 каждой. Быстро наращивают темпы своего присутствия в США компании Южной Кореи: в 1992 г. они имели там 12 лабораторий, в 1994 г. — уже 16, а в 1998 г. — 32 (в основном в сфере компьютерной и электронной техники).

Об эффективности процессов глобализации науки и технологий свидетельствует существенное расширение международного научно-технологического сотрудничества, повышение темпов роста мировой торговли наукоемкими товарами, а также постоянное расширение числа стран, производящих такие товары. Следует подчеркнуть, что интернационализация научно-технологического развития не отменяет, а, наоборот, усиливает значение его национальных аспектов в связи с более широкими возможностями использования местных ресурсов развития в сочетании с общемировыми ресурсами. В то же время распространение научно-технологической деятельности ТНК в другие страны вызывает обеспокоенность руководства этих стран, поскольку они опасаются ослабления собственного научно-технологического потенциала в результате утечки технологий, сокращения национальной базы исследований. Каждая страна самостоятельно определяет степень возможного взаимодействия с научно-технологическими комплексами ТНК с учетом своих национальных интересов.

На сегодняшний день, несмотря на интенсификацию процессов глобализации научно-технологического развития, доминируют национальные факторы этого развития: большинство ТНК по-прежнему осуществляют основную часть исследований в стране своего базирования. Такая ситуация типична для США, Японии, Германии, Франции и Италии, на территории которых сохраняется 80—90% собственного потенциала НИОКР (исключение составляют Бельгия и Нидерланды, которые более половины своих НИОКР осуществляют за рубежом). В последние годы подобная ситуация складывается в Великобритании, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии.

Следует заметить, что в настоящее время глобализация науки и технологий в целом уступает по своим масштабам глобализации производственной деятельности. Правда, эта тенденция характерна в основном для компаний, представляющих отрасли низкой наукоемкое™, продукция которых не требует проведения сложных крупномасштабных НИОКР.

Глобализация научно-технологического развития тесно связана с глобализацией высшего образования, о чем, в частности, свидетельствует опыт научно-технологического развития США. Перед Второй мировой войной в США сложилась система НИОКР, нацеленная на распространение научно-технологических знаний с учетом потребностей быстро растущей промышленности страны. Соответственно, американские университеты готовили в больших количествах специалистов прежде всего для нужд промышленности. Одновременно, с целью кадрового обеспечения НИОКР, в США проводилась активная политика по подготовке научных работников в ведущих европейских университетах, а также по привлечению европейских ученых к работе в научных учреждениях США. Это позволило США в послевоенное время быстро догнать Западную Европу в научно-технологическом развитии. По такому же пути пошла в послевоенные годы Япония, а затем и Южная Корея, осуществляя в первую очередь массовую подготовку технических специалистов для обеспечения ускоренного развития промышленности, а затем постепенно подтягивая собственную базу фундаментальной науки до мирового уровня для создания перспективных высокотехнологичных производств.

Глобализация науки и технологий картинка

ТНК, открывая научные лаборатории в других странах, обычно налаживают контакты с местными научными центрами и университетами, оказывая определенное влияние на национальную систему науки и образования. При этом происходит неизбежная утечка научно-технологической информации и специалистов из этих стран. С другой стороны, местные научные центры и университеты получают доступ к научно-технологическим программам корпораций и, конечно же, к их финансовым и материальным ресурсам.

В последнее время в развитии высшего образования в целом наметился ряд определенных тенденций. Во-первых, увеличиваются масштабы высшего образования, оно приобретает все более массовый характер. Резко растет число высших учебных заведений и обучающихся в них студентов. В настоящее время в мире действует более 14 тыс. высших учебных заведений, в которых учится почти 100 млн студентов (для сравнения: в 1960 г. в мире насчитывалось 13 млн студентов). В индустриально развитых странах уровень поступления выпускников средних школ в высшие учебные заведения составляет почти 60%, а в США и Канаде — более 80%. Во-вторых, происходит диверсификация высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию. В-третьих, все более остро возрастают требования к выпускникам высших учебных заведений, прежде всего к их деловой активности и мобильности, качеству профессиональных знаний, уровню владения иностранными языками, новыми информационными технологиями.

Наиболее яркой тенденцией в развитии современного высшего образования является его интернационализация. Неуклонно расширяется международное сотрудничество в организации подготовки высококвалифицированных специалистов. Число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны, выросло с 920 тыс. в 1980 г. до 1550 тыс. человек в 1996 г., а в настоящее время составляет около 2 млн.

К числу основных причин интернационализации высшего образования относятся политические (демократизация мирового сообщества, развитие интеграционных процессов в политической и социальной сферах), экономические (глобализация экономики), идеологические (рост международной открытости, расширение взаимодействия национальных культур), академические (интернациональный характер научных знаний, формирование универсальной основы образования и научной деятельности), информационные (развитие информационных технологий, глобальных информационных сетей).

Интернационализация высшего образования проявляется в формировании общих ориентиров в образовательной политике, что, в частности, отчетливо видно на примере образовательной политики, проводимой ЮНЕСКО и Европейским Союзом.

ЮНЕСКО целенаправленно инициирует разработку рекомендаций по развитию процессов интернационализации, созданию нормативной базы международного сотрудничества в сфере высшего образования в целях повышения мобильности обучения студентов как внутри национальных образовательных систем, так и между ними.

Подобная образовательная политика, но, пожалуй, в более ярких формах проводится в Европейском Союзе, где активно формируются наднациональные институты (Генеральный Директорат образования и культуры ЕС и др.), создается единая система высшего образования. Особенность этой политики состоит во взаимодействии наднациональных и национальных органов в разработке общеевропейских информационно-координационных структур, а также общеевропейских программ в сфере высшего образования. Среди таких программ наиболее крупными, оказывающими значительную финансовую поддержку сотрудничеству университетов, являются Кометт, Эразмус, Лингва, Сократ, Леонардо да Винчи.

В Сорбоннской декларации (1998), Болонской совместной декларации европейских министров образования (1999), заявлении «Формирование будущего», принятом на конференции с участием более 300 европейских высших учебных заведений (2001), Пражском коммюнике европейских министров, отвечающих за высшее образование (2001), и других документах сформулированы принципы и ключевые направления формирования общеевропейского пространства высшего образования. В частности, предполагается введение системы сопоставимых степеней, способствующей трудоустройству выпускников высших учебных заведений во всех европейских странах; формирование единой двухступенчатой системы обучения; принятие единой системы зачетных единиц, гарантирующей академическое признание обучения за рубежом. Кроме того, проводится ряд мероприятий по улучшению качества образования и разработке сопоставимых критериев и методологии оценки, по повышению мобильности студентов и преподавателей; по совершенствованию учебных планов, созданию интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований, направленных на формирование научно-образовательных комплексов, обеспечивающих подготовку специалистов для общеевропейского рынка труда.

Важнейшим показателем эффективности деятельности высших учебных заведений является обучение в них иностранных студентов. Расширение их подготовки становится одним из наиболее важных.приоритетов государственной образовательной политики США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Японии, Австралии. Между университетами этих стран ведется острая конкуренция на мировом рынке образовательных услуг, чему есть ряд причин. Во-первых, подготовка специалистов для других стран представляет собой довольно выгодную статью экспорта. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 35 млрд долларов, из них более 12 млрд долларов ежегодно получают США, где обучение иностранных студентов получило особенно широкое распространение. Во-вторых, стремление привлечь иностранных студентов подталкивает университеты к совершенствованию качества образования с учетом требований мирового рынка труда и мировых образовательных стандартов. В-третьих, подготовка специалистов для других стран является одной из составляющих в системе мероприятий по реализации геополитических и экономических интересов страны.

Правительства ведущих стран мира всемерно стимулируют университеты по привлечению иностранных студентов, в том числе оказывают им финансовую поддержку. С 1990 по 2001 г. рост числа иностранных студентов в США составил 134%, в Германии — 139,5%, в Австралии — 380%. Доля иностранных студентов в структуре общего контингента студентов составляет в США около 4%, во Франции — около 10%, в Австралии — более 15%.

Эта статья из раздела-научно-технологическое развитие и проблемы глобализации, которая посвящена теме-глобализация науки и технологий. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.