Германия. Научно-технологическое развитие

( 1 Голос )

До 1930-х гг. Германия была самым передовым в научном отношении государством. Однако фашистский режим, пришедший к власти, вынудил многих ведущих физиков, математиков, химиков покинуть страну (большинство из них выехало в США).

В результате научно-технологический потенциал Германии оказался в значительной степени подорванным. Гитлеровское руководство не сумело правильно оценить перспективы атомного оружия, в результате чего прежнее лидерство Германии в этом направлении перешло к американцам. В годы войны немецкая военная индустрия не смогла противопоставить равноценные аналоги советским реактивным установкам и танкам, а созданные в Германии ракеты «Фау-1» и «Фау-2», которые запускались на Англию, были в значительной мере нейтрализованы с помощью изобретенных англичанами радаров.

Германия. Научно-технологическое развитие картинка

Потерпев сокрушительный разгром во Второй мировой войне, Германия вынуждена была принимать кардинальные меры по восстановлению разрушенной экономики. В начале 1950-х гг. правительство Германии, как и других ведущих индустриальных стран, стало увеличивать масштабы инновационного инвестирования. Однако оно было не в состоянии вкладывать большие средства в исследования и разработки и поэтому начало поиск эффективных методов управления инновационной деятельностью. В частности, активно поощрялись частные промышленные НИОКР, особенно в приоритетных научно-технологических направлениях.

В конце 1970-х гг. доля государства в финансировании НИОКР, проводимых фирмами, составляла около 20%. Одновременно правительство уделяло большое внимание мерам косвенного стимулирования инновационных процессов, в том числе амортизационным и налоговым льготам. Со второй половины 1970-х гг. правительство Германии стало уделять повышенное внимание развитию исследований и разработок в сфере малого и среднего бизнеса. Так, государственные расходы на эти цели за период с 1975 по 1980 г. увеличились более чем в 8 раз. Вместе с тем слабым местом инновационной политики Германии явилась недооценка роли венчурного бизнеса, что стало одной из причин отставания страны в конкурентной борьбе в области новых технологий. Так, если в США в 1982 г. насчитывалось уже несколько сот венчурных финансовых учреждений, то в Германии в это время было только одно подобное учреждение.

Для Германии характерна сложная структура управления в сфере НИОКР, содержащая множество органов и ведомств, что связано с разделением функций управления НИОКР между федеральным правительством и правительствами земель.

В 1972 г. создается Министерство научных исследований и технологий, в ведении которого становятся общие вопросы научно-технологической политики, планирование и руководство всей сферой научно-технологической деятельности (за исключением университетов), непосредственная организация исследований в области атомной энергии, космической техники, информатизации, новых материалов и т. д. Кроме того, вопросами научно-технологического развития занимается также ряд других федеральных Министерств (образования, обороны, внутренних дел). НИОКР, проводимые в университетах и региональных научно-исследовательских институтах, финансируются и контролируются правительствами земель.

Ввиду сложной структуры государственного управления НИОКР в Германии не нашла широкого распространения практика разработки общих программ научно-технологического развития. Вместе с тем получили распространение отраслевые программы в важнейших областях НИОКР (энергетика, охрана окружающей среды и т. д.).

По мере формирования инновационной политики Германии в ней выделился ряд характерных особенностей, к числу которых относится широко развитая сеть инновационных центров. В настоящее время насчитывается более 400 таких центров, в которые входит более 5000 инновационных фирм, научно-исследовательских институтов и организаций, оказывающих услуги по внедрению инновационных разработок. Инновационные центры, работающие в тесном сотрудничестве с промышленными компаниями, являются основой национальной и интернациональной кооперативной системы, направленной на поддержку инновационных проектов, наиболее важных для структурной реорганизации экономики Германии.

Одна из главных задач инновационных центров — поддержка малых высокотехнологичных фирм. В 1988 г. создана федеральная ассоциация технологических и инновационных центров — ADT, которая сегодня имеет более 200 членов. Ассоциация организует взаимодействие немецких центров между собой, а также с аналогичными центрами в других странах.

В Германии сформирована эффективная система научных объединений, являющихся действенным инструментом реализации государственной политики в области инновационного инвестирования. Наиболее известные из них — Германское научно-исследовательское общество, Общество им. Макса Планка, Общество им. Фраунгофера, Сообщество им. Гельмгольца и др.

Германское научно-исследовательское общество (DFG) — один из главных столпов, на котором держится наука Германии. DFG — это самоуправляемая организация в области науки, осуществляющая поддержку научных исследований в университетах и научно-исследовательских учреждениях Германии. Общество было создано вскоре после окончания Второй мировой войны. В настоящее время оно ежегодно выделяет на нужды почти 20 000 различных научно-исследовательских проектов более 1,2 млрд евро. DFG является центральным самоуправляющимся учреждением немецкой науки и основным партнером для зарубежных научно-исследовательских организаций. DFG содействует сотрудничеству между учеными, поддерживает молодых ученых и междисциплинарные исследования, а также создание сетей в сфере научных исследований.

Общество поддержки научных исследований им. Макса Планка (MPG) является учредителем различных научно-исследовательских институтов и включает около 80 ведущих научно-исследовательских учреждений Германии. MPG оказывает поддержку фундаментальным исследованиям в сфере естественных наук (преимущественно биологических), которые не вмещаются в университетские рамки или требуют наличия особенно крупных технических установок. Значительное внимание в Обществе уделяется также гуманитарным наукам.

Общество им. Фраунгофера является важным связующим звеном между наукой и производством. Общество занимается прикладными исследованиями. В своих 56 институтах оно проводит подрядные исследования в области естественных наук для нужд промышленности, предприятий сферы услуг и государства.

Сообщество германских научно-исследовательских центров им. Гелъм-гольца (HGF) объединяет 15 крупных исследовательских учреждений, образующих крупную научно-исследовательскую организацию вне университетов, которая на 90% финансируется федеральным правительством и на 10% — той землей, где расположены эти учреждения. В сферу задач институтов входят исследования в области элементарных частиц, авиации и космонавтики, онкологии, окружающей среды, климата, разработки ключевых технологий.

В Германии существует ряд академий наук — в Дюссельдорфе, Гет-тингене, Гейдельберге, Лейпциге, Майнце, Мюнхене, а также Берлин-ско-Бранденбургская академия. Они, тесно сотрудничая с университетами в сфере науки, служат центрами обмена научной информацией и поддерживают преимущественно долгосрочные проекты в области гуманитарных наук, например выпуск энциклопедий и академических научных изданий. Германская академия естествоиспытателей «Леопольдина» в Галле представляет собой сообщество ученых из сферы естественных наук и медицины.

Значительную роль в научно-технологическом развитии Германии играют крупные научные фонды, такие как Фонд Фрица Тиссе-на и Фонд концерна «Фольксваген». Эти фонды, а также Объединение учредителей фондов германской науки популярны как спонсоры университетских научных исследований.

В Германии, в отличие от многих других стран, предоставление стипендий находится вне компетенции университетов. Выделением стипендий, а также финансированием отдельных научно-исследовательских проектов занимается целый ряд специальных учреждений. Так, Германская служба академических обменов (DAAD) содействует развитию международных связей путем обмена студентами, аспирантами и учеными. Подобные функции выполняет Фонд им. Александра Гумбольдта. В его задачи входит финансирование научных командировок в Германию для высококвалифицированных ученых из-за рубежа, возраст которых не превышает 40 лет. Фонд присуждает также премии за выдающиеся достижения в области науки. Отличительная особенность его деятельности — индивидуальная опека ученых, приехавших в Германию по линии Фонда, в частности помощь вновь прибывшим в изучении немецкого языка. Фонд оценивает университеты Германии в плане их привлекательности для ведущих иностранных ученых и публикует результаты в Интернете.

Стипендии и другие формы финансирования предлагают также Организация по подготовке квалифицированных кадров и повышению квалификации, Фонд концерна «Фольксваген», многие другие общественные организации, государственные ведомства и частные фонды. Кроме того, существуют отдельные проекты, как, например, ELFI (Консультационный центр электронной информации по вопросам финансирования научных исследований). ELFI — это постоянно актуализируемая база данных, в которую внесены все организации, предоставляющие стипендии и финансирование. Каждый пользователь может составить свой индивидуальный запрос и получить здесь всю необходимую ему информацию.

В настоящее время Германия занимает ведущие позиции в мире по объемам продаж наукоемкой продукции, прежде всего в таких отраслях, как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность.

Германия имеет большой научно-технологический потенциал, однако динамика капиталовложений в новые технологии недостаточно высока и если не предпринять стимулирующих мер, то в будущем она может отстать по этому показателю от многих других индустриально развитых стран. В связи с этим в 2004 г. правительство Германии разработало программу действий по стимулированию развития малых и средних инновационных фирм, прежде всего венчурных. Совместно с Европейским инвестиционным фондом в стране создан фонд в сумме 500 млн евро, который предназначен для инвестирования инновационных идей молодых высокотехнологичных фирм. Предполагается также снижение налоговой нагрузки для инновационных фирм.

Правительство Германии целенаправленно поддерживает фундаментальные исследования и технологические разработки в таких областях, как химия и материаловедение, электроника, лазерная и плазменная технологии. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий. Сегодня Германия — одно из тех государств мира, где эти технологии развиваются наиболее активно: по исследованиям в области нанотехнологий Германия занимает третье место после Японии и США.

Германия является важным партнером в разработке научных и технологических основ промышленности и в повышении конкурентоспособности стран Европейского Союза. Она активно взаимодействует с европейскими странами в проведении научных исследований, связанных с использованием крупных научно-исследовательских установок, эксплуатация которых превышает финансовые возможности одной страны. К таким относятся, в частности, ускоритель сверхвысоких энергий Европейского центра ядерных исследований в Женеве, реактор с большой плотностью нейтронного потока в Институте Лауэ/Ланжевена в Гренобле, другое уникальное оборудование, находящееся в ведении Европейского космического агентства в Париже, Европейского центра синхрот-ронных исследований в Гренобле, Европейской южной обсерватории в Гархинге, Европейской лаборатории молекулярной биологии в Гейдельберге. Кроме того, правительство Германии предложило построить в Европе две новых установки: рентгеновский лазер под Гамбургом и установку для ионизированного излучения в Дармштадте. Совместная цель такого сотрудничества — координация научных исследований, проводимых в отдельных странах, и вместе с тем повышение европейской конкурентоспособности в мире.

Развитие международного сотрудничества в области науки и технологий является важным аспектом политики Германии. Сотрудничество осуществляется в рамках международных организаций, например ОЭСР. Широкая международная кооперация ведется по линии Фонда им. Александра Гумбольдта. С 2003 г. Фонд выполняет задачи национального центра мобильности, в том числе функцию плацдарма в европейском научно-исследовательском пространстве. Германия заключила двусторонние соглашения о научно-техническом сотрудничестве с более чем 30 государствами.

Германия. Научно-технологическое развитие картинка

Особое внимание в Германии уделяется вопросам консультирования политиков, которые должны принимать решения в специфических областях научно-технологического развития на основе результатов научных экспертиз. С этой целью в последние годы создана сеть научно-исследовательских институтов — так называемых «мозговых трестов». В настоящее время их насчитывается около 100. Самые известные из них — Научно-исследовательский институт Германского общества внешней политики, Центр прикладных политических исследований, Германский институт экономических исследований, Фонд «Наука и политика», Гессенский фонд по исследованию проблем мира и конфликтов, Вупперталь-ский институт климата, экологии, энергетики. Эти учреждения консультируют федеральное правительство и правительства земель по вопросам программного и структурного развития науки.

В 2001 г. правительство Германии приняло решение об учреждении Совета по этике, который должен стать национальным форумом, призванным дать ответы на социальные проблемы, обусловленные развитием биотехнологий и генной инженерии.

Эта статья из раздела-особенности научно-технологического развития разных стран, которая посвящена теме-германия. научно-технологическое развитие. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.