Аэрокосмическая техника

( 1 Голос )

Вплоть до середины 1990-х гг. аэрокосмическая промышленность была самой наукоемкой отраслью в мире, конкурентоспособность которой зависит от постоянного притока инноваций.

Характерными особенностями развития этой отрасли являются крупные инвестиции при больших сроках окупаемости проектов и рисках их выполнения, мелкосерийный характер производства, высокая концентрация военно-ориентированных исследований и разработок (вклад военных в развитие аэрокосмической промышленности в первой половине 1990-х гг. в ряде развитых стран превышал 50—60%).

С начала 1990-х гг. аэрокосмическая промышленность находится в стадии радикальных изменений, что обусловлено сокращением государственных заказов на продукцию отрасли (в связи с окончанием «холодной войны» и связанной с ней гонки вооружений, отсутствием принципиально новых крупных космических программ) и обострением мировой конкуренции. К числу такого рода изменений относятся конверсия, интеграция гражданской и военной технологических баз, а также научной и промышленной частей аэрокосмических комплексов, активная коммерциализация технологий и их распространение за пределы этих комплексов, углубленная интернационализация производства, включая создание транснациональных аэрокосмических корпораций.

Аэрокосмическая техника картинка

Указанные изменения нашли свое отражение в характере инновационной деятельности в аэрокосмической области.

Во-первых, изменилась система источников инвестирования аэрокосмических инноваций. На протяжении многолетней истории развития аэрокосмической промышленности государство являлось основным инвестором, заказчиком и потребителем ее продукции. Однако к концу 1990-х ге уровень ежегодных государственных ассигнований на аэрокосмическую продукцию и услуги и в США, и в Западной Европе снизился более чем на 40% по сравнению с началом десятилетия. Так, если в начале 1990-х гг. около 80% исследований и разработок в аэрокосмической области США осуществлялось за счет государства, то в конце эта величина снизилась до 50%. Одновременно происходило все более тесное переплетение государственных и частных интересов в аэрокосмическом секторе. При этом государственная политика во все большей степени базировалась на поощрении частных инвестиций в разработку и эффективное использование высоких технологий. Соответственно, в США расходы частных фирм в этом секторе в 1990-е гг. увеличились, прежде всего благодаря растущей коммерциализации космической деятельности (около 20% в год).

Во-вторых, изменилась структура источников аэрокосмических инноваций. Как правило, инновации в аэрокосмической области создаются государственными лабораториями, научными подразделениями университетов, промышленными компаниями. Основными государственными органами, занимающимися проблемами аэрокосмической отрасли, в США являются Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и Министерство обороны, в Западной Европе — национальные государственные организации (аэрокосмические агентства и военные ведомства), а также организации общеевропейского масштаба, в частности Европейское космическое агентство (ЕКА).

В 1990-е гг. важными источниками инноваций стали совместные предприятия, международные консорциумы. Одновременно возросла роль малых фирм, которые производят космическую продукцию, как правило, без государственной финансовой поддержки. Пример тому — американские компании «Бил Аэроспейс энд Текнолоджиз» (разрабатывает ракетоноситель ВА-2 для вывода нагрузки на стационарную орбиту) и «Кистлер Аэроспейс» (создает полностью спасаемую ракету-носитель). Вместе с тем ключевые позиции в инновационной деятельности остаются за промышленными компаниями. Так, в США в конце 1990-х гг. на долю промышленности приходилось около 70% всех затрат на аэрокосмические инновации, в то время как на долю государственных лабораторий НАСА (центры Кеннеди, Джонсона, Маршалла, Годцарда, Лангли, Эймса, Драйдена, Льюиса, Лаборатория реактивного движения, Национальная лаборатория космической техники) — около 13%, а на долю университетов — около 4%.

В-третьих, усилилось взаимодействие между основными субъектами инновационной деятельности в аэрокосмической области. Технологическая сложность аэрокосмических инноваций привела к необходимости более широкой научно-производственной кооперации всех участников инновационного процесса, к формированию сетевых структур, в рамках которых осуществляется весь технологический цикл разработки и производства аэрокосмической техники.

В 1990-е гг. в США значительным стимулом для укрепления взаимодействия между субъектами инновационной деятельности явились требования к государственным лабораториям обеспечивать «коммерческий выход» их исследований и разработок с учетом потребностей национальной экономики. Кроме того, значительную роль в укреплении такого взаимодействия сыграли принятые на государственном уровне программы «двойных инноваций», т. е. использования двойных технологий — в военных и гражданских целях, в частности, закон о технологических инвестициях, в соответствии с которым НАСА должно осуществлять свою деятельность с учетом потребностей национальной промышленности, ориентируясь при этом на создание аэрокосмической техники нового поколения, и программа использования двойных технологий Управления перспективных исследований Министерства обороны США, в рамках которой государство предоставляет ассигнования частным компаниям на разработки технологий двойного назначения, а также стимулирует их связь с государственными лабораториями и университетами в целях реализации таких разработок.

В-четвертых, повысилась концентрация инновационных ресурсов аэрокосмических компаний (оцениваемых по доле затрат на исследования и разработки). Это было обусловлено, в частности, сокращением военных заказов, что в свою очередь привело к сокращению избыточных производств, в ходе которого происходили процессы слияния и поглощения фирм. Эти процессы получили развитие прежде всего в США, где к 1998 г. около 70% инновационных ресурсов аэрокосмической промышленности приходилось на четыре крупнейшие компании: «Боинг», «Лок-хид-Мартин», «Рейтеон» и «Нортроп-Грумман». Примером такого рода процессов в Западной Европе является слияние в 1999 г. французских компаний «Аэроспасьяль» и «Матра» и последующее создание в 2000 г. крупной компании по аэронавтике, обороне и космосу «EADS», объединившей французскую «Аэроспасьяль-Матра» с немецкой «Даймлер-Крайслер Аэроспейс» (ДАСА) и испанской «CASA». Повышение концентрации инновационных ресурсов привело к снижению издержек, избавлению от дублирования и фрагментарности в исследованиях и разработках, укреплению лидерства в определенных технологических направлениях.

Несмотря на указанные выше изменения в характере инновационной деятельности государство по-прежнему остается активным субъектом этой деятельности, важнейшим заказчиком и потребителем аэрокосмической продукции.

Со второй половины 1990-х гг. в индустриально развитых странах в рамках общих тенденций глобализации усиливается интеграция национальных научно-технических потенциалов аэрокосмических комплексов, что проявляется в проведении совместных исследований и разработок, создании совместных предприятий, стратегических партнерств, международных консорциумов. Как следствие, расширяется доступ к интеллектуальным ресурсам, создается научно-техническая инфраструктура глобальной аэрокосмической сферы.

Мировой лидер аэрокосмической промышленности – американская корпорация «Боинг», товарооборот которой в 2001 г. превысил 58 млрд долларов, что составило около 37% общего объема продаж аэрокосмических компаний США и около 18% соответствующего объема продаж в мире. На долю этой корпорации приходится 43% мирового рынка гражданской авиации и 40% рынка ракетно-космической техники.

В 1990-е гг. в корпорации произошло кардинальное технологическое перевооружение. К числу основных технологических инноваций, освоенных компанией, относится третье поколение систем автоматизированной инженерной разработки, гибкого автоматизированного проектирования, комплексно-автоматизированного производства, автоматизированного планирования производственных процессов. Особое внимание уделено проникновению в производственные процессы информационных технологий.

Кроме того, в 1990-е гг. в корпорации произошло существенное усовершенствование организации производственной деятельности. В част-ности> была освоена особая организационно-управленческая система «одновременного инжиниринга», которая позволила объединить в рамках единого инновационного процесса проектировщиков, производственников, поставщиков, сбытовиков и даже потребителей. Благодаря этому существенно повысилась эффективность деятельности корпорации: стоимость производства снизилась на 25%, время создания новых типов реактивного самолета «Боинг-747» и «Боинг-767» сократилось с 18 до 10 месяцев. Корпорация стала увеличивать закупки комплектующих, передала ряд работ по проектированию субподрядчикам, приняла на вооружение японский опыт организации производства, в частности систему «точно вовремя», предусматривающую возможность оперативного переключения на новых, более надежных поставщиков, а также систему повышения качества производственного менеджмента, ориентированную на строгий контроль сроков и затрат. Кроме того, был применен метод «расширенного предприятия», согласно которому работники фирмы ограничиваются строго определенным для них полем деятельности, а субподрядчики рассматриваются как часть общей команды фирмы. Это позволило существенно снизить количество субподрядчиков (с нескольких тысяч до нескольких сотен) и повысить эффективность их работы. Организационная структура корпорации была оптимизирована по принципу вертикальной интеграции при сохранении отраслевой специализации, в результате чего было сокращено число подразделений, в частности, десять компьютерных центров корпорации были объединены в два.

Современные инновационные ресурсы корпорации «Боинг» — научный сектор; технологическая база производства с современным гибким компьютерным управлением; высококвалифицированный персонал (общая численность 186,9 тыс. человек, из них 4 тыс. человек составляют интеллектуальное ядро, осуществляющее перспективные исследования и разработки и изучающее возможности технологических прорывов); высокий уровень рыночной капитализации (активы компании выросли за 1994—2001 гг. более чем в 3 раза, превысив в 2001 г. 48 млрд долларов); высокая степень рационализации производства, что позволяет существенно сократить продолжительность и стоимость инновационного цикла.

Аэрокосмическая техника картинка

Развитие аэрокосмической отрасли в 1990-е гг. базировалось преимущественно на радикальных технологических и организационно-управленческих инновациях. Что же касается продуктовых инноваций, то они носили в основном модифицирующий характер. Однако в конце 1990-х гг. возникли благоприятные условия для перехода к радикальным инновациям и в сфере аэрокосмической продукции: риски реализации таких инноваций стали меньше, а спрос на них возрос. К наиболее перспективным из них относятся: новые типы ракет, обеспечивающих существенное снижение стоимости вывода полезных грузов в космос; «думающие спутники» с широкими возможностями автономного управления, в том числе созданные на основе комплексных микро- и наносистем; воздушно-космические самолеты и др.

При создании аэрокосмической техники все больше внимания уделяется использованию достижений в области информационных технологий. Активность в этом направлении проявляют как аэрокосмические компании, так и компании, специализирующиеся в области информационных технологий. Например, большое количество информационных продуктов и услуг для аэрокосмической промышленности поставляет компания «Ай-Би-Эм».

Создание новой, более совершенной аэрокосмической техники позволит сделать существенный прорыв в индустриализации космоса. Промышленное освоение космоса в конечном итоге обеспечит переход от современной «двумерной» промышленной инфраструктуры к «трехмерной», которая наряду с предприятиями, расположенными на поверхности Земли, будет включать различные типы космических систем. К числу таких систем относятся:

1) космические информационные системы, в том числе:

- космические системы связи, включая межрегиональные и международные системы радио- и телевизионной связи, новые типы сервисного обслуживания, такие как видеоконференции, обмен компьютерными банками данных, дистанционное образование;

- космические системы метеорологии, обеспечивающие повышение точности и глубины прогноза погоды, предупреждение о стихийных бедствиях;

- космические системы земледелия, позволяющие регулярно получать данные о состоянии почв и посевов, режиме водоемов, лесах, распространении сельскохозяйственных вредителей и т. п. в интересах сельского хозяйства, а также обеспечивающие возможности прогнозирования урожая;

- космические системы картографирования и разведки полезных ископаемых, с помощью которых можно будет эффективно решать геодезические задачи, определять районы, перспективные для поиска полезных ископаемых;

- космические системы мониторинга окружающей среды, необходимые для контроля состояния окружающей среды и определения характера, масштабов и источников ее загрязнения;

- космические системы морского рыбоводства, способствующие оперативному поиску районов концентрации промысловых рыб в Мировом океане;

2) космические производственные системы, в том числе:

- космические системы производства материалов, в частности, технических материалов и биомедицинских препаратов, в которых обеспечиваются новые или улучшенные свойства за счет их формирования в условиях невесомости;

- космические системы проведения монтажно-сборочных работ, включая проведение сборки и монтажа крупногабаритных сооружений в условиях невесомости с целью строительства перспективных орбитальных индустриальных комплексов, использование при их строительстве минеральных ресурсов Луны и планет с целью ограничения грузопотока Земля — космос — Земля;

3) космические энергосистемы, в том числе:

- космические электростанции, создаваемые с целью ограничения производства на Земле энергии искусственного происхождения, сохранения природных энергетических ресурсов (газа, нефти, угля), обслуживания транспортных космических кораблей с внешними источниками энергии;

- космические линии электропередачи, позволяющие передавать энергетические потоки на большие расстояния с помощью космических переизлучателей;

- космические системы отражения солнечного излучения для освещения районов Земли в ночное время, полярных промышленных зон, а также биопромышленных комплексов с целью повышения их эффективности;

- космические транспортные системы, включая принципиально новые космические транспортные системы, обеспечивающие высокую эффективность и ограничивающие вредные экологические последствия.

Залогом успешной реализации инновационных прорывов в аэрокосмической области в значительной степени является новая инновационная среда. Увеличение стоимости и риска крупномасштабных аэрокосмических проектов, расширение спектра необходимых для их выполнения научно-технических знаний, сокращение длительности инновационных циклов, рост конкуренции, сокращение государственных инвестиций требуют дальнейшего развития интеграции субъектов инновационной деятельности.

Результаты аэрокосмических исследований и разработок находят все большее применение в других промышленных сферах, что обеспечивает дополнительное повышение эффективности этих результатов. С другой стороны, при разработке аэрокосмической техники во все большей мере используются знания и практические результаты, заимствованные из других областей научно-технологической деятельности. Таким образом, происходит не только «внутренняя» интеграция субъектов инновационной деятельности — в пределах аэрокосмической отрасли, но и «внешняя» — между аэрокосмической и другими отраслями. В этих условиях становится особенно важным обеспечить эффективную систему трансфера технологий, чему немало способствует использование информационных технологий.

Следует отметить, что в последние годы, наряду со стратегией прорывных технологий, получает распространение стратегия совершенствования существующих технологий, поскольку, как показала практика, односторонняя ориентация на абсолютную новизну нередко порождает экономически неэффективные и технологически преждевременные проекты, примером чему является проект по созданию космического корабля многоразового использования «Спейс Шаттл».

Эта статья из раздела-современные приоритеты научно-технологического развития, которая посвящена теме-аэрокосмическая техника. Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Как можно со мной связаться - spawnsanya@gmail.com
Copyright © 2011 Innovacii-Investicii.Ru
All Rights Reserved.